В поисках философского камня

«Золото - редкий металл» - мы неустанно повторяем это из главы в главу, ведь подобный факт рождал самые увлекательные перипетии в истории драгоценного металла.
Как известно, с падением Римской империи промышленная золотодобыча прекратила свое существование на долгие века. Однако это не значит, что угасла жажда золота. Под влиянием мистицизма, охватившего Европу, родилась алхимия - наука, которая не дала человеку ни единого грамма золотого металла, зато предоставила тысячи невероятных и бесполезных способов его получения.
Алхимическая охота на золото стала важным этапом в истории драгоценных металлов и в жизни всего человечества. Здесь мы опять приходим к выводу, что золото влияло на людей с того самого момента, как человек поднял первый сверкающий слиток.


Рабочее место любого алхимика полно разнообразных инструментов. Среди них были как научные, так и совершенно невообразимые предметы, наделенные мистической символикой.
Впервые четкую и точную сущность алхимии определил Роджер Бэкон - средневековый ученый, который увлекался различными науками. Согласно его высказыванию, эта отрасль заключается в поиске (или создании) философского камня, способного обратить в золото любой металл. Сами алхимики утверждали, что основываются на искусстве, знаниях и опыте, которые корнями уходят в глубокую древность. Существовала теория, что первым алхимиком был первый человек, то есть
Адам. В то же время большинство документального наследия мистической науки, которое дошло до нас, относится к Средневековью. И хотя оно изобилует ссылками на более древние источники, установить истинность или ложность указаний невозможно, так как древние алхимические рукописи отсутствуют.
Возможно, ученые мужи Средневековья выбирали авторитетами древних предков лишь для того, чтобы сделать свои исследования более фундаментальными. Однако верить или не верить указанию на старинные первоисточники, решать только вам. С одной стороны, их не существует, с другой - многие древние рукописи действительно были уничтожены фанатиками христианства, которые считали любую древнюю запись ересью. Примером может послужить епископ Феофил из Византии, который сжег самую богатую Александрийскую библиотеку. Эту утрату по сей день оплакивают ученые, историки и искусствоведы всего мира. Таким образом, занимались ли жители древних империй алхимией, нам неизвестно. Существует лишь легенда, что зародил эту науку древнеегипетский ученый Гермий. Однако ни один из 42 его трактатов, на которые ссылаются средневековые алхимики, не сохранился. Поэтому нам остается только обращаться к научным гипотезам.
Вероятнее всего, зарождение алхимии совпало с появлением первых сплавов. В результате слияния меди и олова получается вещество, напоминающее золото. Возможно, такое сходство привело людей к выводу о том, что драгоценный металл можно получить искусственным путем.


Древние алхимические трактаты фактически утеряны, но наследие Средневековья сохранило множество книг, гравюр, картин, которые иллюстрируют алхимические опыты


Арабский ученый Ар-Рази прославился в алхимии открытием «принципа твердости». Иллюстрация из книги Герарда Кремонского «Канон врачебной науки»

К XV в. стало известно семь основных металлов. Каждый из них, согласно алхимической теории, имел собственную характеристику и планету-покровителя. Матерью всех металлов считалась ртуть, управляемая Меркурием. Золото представляло собой совершенство, чистый металл, созданный под покровительством Солнца. Серебро, рожденное Луной, также было чистым, но менее совершенным. Олово признавали несовершенным, но чистым. Его отдавали под покровительство Юпитера. Свинец, который ассоциировали с Сатурном, был нечистым и несовершенным металлом. Еще более нечистым и менее совершенным считали железо, чьим покровителем был Марс. Наконец, медь - «дочерь» Венеры - не только нечистый и несовершенный, но еще и неустойчивый металл.
Родиной средневековой алхимии считают Византию. Согласно историческим данным, именно оттуда мистическая наука пришла к арабам и европейцам. Однако, несмотря на то что западная и восточная алхимии выросли из одного корня, они значительно отличались друг от друга. Арабы отодвинули тайны и мистику в сторону и на первое место поставили науку.
Многие хорезмийские и арабские алхимики вошли в историю как величайшие ученые своего времени. Среди наиболее известных выделяются Авиценна, Разес и Гебер. Европа же окончательно впала в мистику и окружила алхимию огромной паутиной тайн. Именно европейские мистики-ученые загорелись идеей создать философский камень и на ее основе выделили целое направление. Впрочем, во многом рождению подобных течений способствовало время. Расширить золотодобычу для Европы на тот момент было невозможно, но потребность в богатстве возрастала. Неудивительно, что горячей поддержкой королей и аристократов, а также всех, кто нуждался в драгоценном металле, мог воспользоваться любой человек, который убедительно рассказывал о планах получения золота.

«Алхимик Михаил Седзивой». Картина Яна Матейко, конец XIX в.

Долгое время алхимию поддерживала европейская церковь. Католическая епархия даже сыграла немалую роль в развитии этой мистической науки. Сама идея существования философского камня - всемогущего божественного преобразователя - согласовывалась с церковными догматами, поэтому алхимия быстро стала верной служительницей религии. Многие священники пробовали силы не только в поисках камня, но и в серьезных научных исследованиях, которые расширили круг человеческих знаний. Увы, вскоре подобные религиозные ученые стали объектами преследования церковных властей.
Одним из самых ярких примеров в истории стал монах-францисканец Роджер Бэкон (1214-1294). Он положил начало европейской экспериментальной алхимии, однако благодаря своим трудам больше запомнился как философ и ученый. Его опыты, скорее, связаны с естественными науками, чем с мистикой. По словам Бэкона, лишь четыре помехи не давали человеку до конца постичь истину: гордыня мнимой мудрости, невежественное мнение, стойкая привычка к старому и слепое преклонение перед ложными авторитетами. Даже в наше время это мнение не утратило актуальности, даже сегодня оно многим не придется по вкусу. Что же говорить о далеком Средневековье?

Алхимики различными способами пытались изобрести философский камень. «Алхимик, открывающий фосфор», Джозеф Райт, 1771г.

Бэкон скончался в заточении. Он был заключенным более 20 лет. Многие ученые, основываясь на свидетельствах того времени, считают, что алхимика-естествоиспытателя упрятали в тюрьму отцы церкви, которые полагали, что Бэкон сумел раскрыть секрет философского камня, но не желает его сообщать. Во время заточения ученый написал «Зеркало алхимии». Этот труд стал настольной книгой для всех последующих алхимиков.
С расширением торговли, разнообразия и объемов товаров земельную ренту постепенно сменил денежный обмен. Однако из-за сложностей с золото-добычей главной головной болью феодалов была вечная нехватка драгоценного металла, а потому они с распростертыми объятиями принимали людей, которые обещали им горы сокровищ. Все их посетители делились на откровенных проходимцев и людей, считавших, что они чего-то добились в поисках философского камня. Разумеется, и те и другие пытались сохранить в секрете свое мастерство: обманщики - из страха перед разоблачением, алхимики - из страха, что у них похитят с трудом добытые знания. Поэтому «создание золота» в любом случае окутывалось мистицизмом. Однако ловкачи были гораздо более предусмотрительными, ведь результаты «раскрытия тайны» для них оказывались куда плачевнее - с мошенниками в Средневековье не церемонились.


Роджер Бэкон - гениальный францисканский монах, который считается одним из основателей средневековой алхимии

Древнеегипетский бог Тот - второе алхимическое божество. 237-57 гг. до н. э. Рельеф в храме Эдфу

Предприимчивые люди, которые умели плавить золото, другие металлы или менять их цвет на золотой, появились еще в глубокой древности. Жители Китая, Греции и Египта более 2000 лет назад уже знали, как можно разбавить золото медью или свинцом, увеличив его количество, или имитировать драгоценный металл различными медными сплавами.
В IV в. греческий ученый Зосим составил сборник рецептов по окрашиванию различных металлов в золотой цвет. Уже в Средневековье знатоки данных способов с легкостью убеждали окружающих в своих сверхъестественных возможностях. Кроме того, многие короли, князья и сами были не против попробовать силы в алхимии.
В результате доля монет, изготовленных из поддельного или разбавленного золота, росла с каждым годом. Среди правителей, которые способствовали созданию фальшивых денег, можно выделить австрийского Рудольфа II, французского Карла VII и английского Генриха VIII.
Казалось бы, такая долгая и искренняя вера в алхимию почти невероятна, тем более что, не ограничивая себя периодом Средневековья, она попала и в новую историю. Мощной и долгой подпиткой алхимии была церковь, которая поровну делила власть с европейскими монархами, а в некоторые периоды значительно превосходила их по влиянию и богатству. Второй причиной алхимического долголетия стал низкий уровень образования не только низших слоев, но и высшей аристократии, включая правителей. Указ Генриха IV запретил превращать простые металлы в золото. Логично, что британский король не хотел видеть в своих владениях людей более богатых, чем он сам. Этот указ стал едва ли не единственным законопроектом в истории, который никогда не нарушался, хотя попытки сделать подобное предпринимались неоднократно.
Греческий бог Гзрмес - третий покровитель алхимии. Скульптура «Меркурий оратор», предположительно Фидий. Национальный музей Рима

Гэрмес Трисмегист - один из трех главных покровителей алхимии. Мозаика «Гермес Меркурий Трисмегист». Кафедральный собор Сиены, 1480-е гг.

Дополнения:

нет

В поисках философского камня

Отзывов : 0,
Рейтинг : 0 из 5

Автор, Gela

Фото:
В поисках философского камня фотография
В поисках философского камня фотография
В поисках философского камня фотография
В поисках философского камня фотография
В поисках философского камня фотография
В поисках философского камня фотография
В поисках философского камня фотография

Комментарии к статье, В поисках философского камня