Золото в украшениях

Украшать себя люди начали еще в глубокой древности. Кости, камни... - в ход шло все, что казалось человеку привлекательным, и, конечно же, яркий желтый металл не смог остаться без внимания. Слитковое золото слишком мягко для того, чтобы древний человек мог изготавливать из него какие-либо орудия, поэтому первые найденные самородки использовались как очередные украшения.
После того как появились первые технологии по обработке драгоценного металла, начали создавать более сложные изделия. К тому времени золото уже превратилось в некое мерило стоимости, хотя полноценным денежным средством еще не стало. В виде
украшений золото используется не менее 6000 лет, даже орудия человек украшал драгоценным металлом, доказательство этому нашли в Египте.
Нетрудно догадаться, почему золото привлекло внимание древних людей. Яркий желтый цвет казался невероятно красивым, ведь из-за отсутствия красителей человек долгое время располагал лишь минимумом ярких красок. Кроме того, мягкие слитки поддавались обработке намного легче, чем вулканическое стекло или кремень.


Казалось бы, данный гарнитур выполнен из золота. На самом деле это тампак - сплав меди и цинка, который часто используют мошенники. Они даже проставляют поддельную пробу, чтобы никто не заметил подвоха

В СССР до 1926 г. использовалась старая русская мера пробы, которая показывала, сколько долей драгоценного металла содержало 96 долей сплава. Дело в том, что в старом русском фунте было 96 золотников, 1 золотник весил 2,266 г. Поэтому и сегодня существует фраза «золото 96-й пробы», причем часто его называют червонным, то есть тем, из которого чеканились золотые червонцы. На самом деле 96-я проба - чистое золото, и, естественно, никакие деньги из него не чеканились. В полной мере червонным можно назвать золото 900-916-й проб.


Золото - мягкий металл, поэтому, чтобы сделать из него примитивное украшение, особой техники не требовалось. Несколько вмятин - и готово


Золотая фреска храма в Таиланде

Постепенно от самых простых украшений, самородка с дырочкой, сквозь которую продевалась веревка, стали отказываться. Люди начали делать орнаменты на слитках, а потом и изготавливать золотые фигурки и тончайшие ювелирные изделия, которые можно было назвать произведениями искусства.
Несмотря на то что ювелирное мастерство развивалось постепенно, уже в Древнем Египте великолепные мастера с помощью примитивных инструментов создавали настоящие шедевры, применяя декоративное золочение. Листовое золото использовалось для золочения деревянных и металлических изделий, для раскраски иллюстраций на папирусах. Пример подобного процесса - папирус Нефферонтепа XIII в. до н. э., который хранится в Британском музее. На некоторых рисунках еще сохранилось золото толщиной 6 мк (микрон). Наглядным примером высокой техники позолоты стали также предметы из гробницы египетской царицы Хетаферес, которые относятся к 2600 г. до н. э. Она была матерью фараона Хеопса, чья пирамида известна всему миру. Увы, некоторые секреты египетских ювелиров не раскрыты по сей день.
В Средневековье наиболее распространенным методом было горячее золочение. При нем изделие покрывали желтой амальгамой и нагревали. Ртуть при этом испарялась, а золото прочно прикипало к поверхности изделия. Один из самых великолепных примеров подобного золочения - врата Рождественского собора XIII в. в Суздальском кремле. Каждый музейный экземпляр ювелирного искусства - живое подтверждение мастерства древних умельцев, египетских, античных, средневековых художников и ювелиров.

Сегодня ювелирное дело - самостоятельная промышленная отрасль, обязанная зарождением и развитием драгоценному металлу. Ежегодно на нужды мастеров расходуется невероятный золотой запас. Конечно, точное количество колеблется в зависимости от цен на золото: чем выше стоимость, тем меньше металла расходуют ювелиры. Тем не менее драгоценный металл не теряет своего значения, даже с учетом того, что сегодня можно создавать различные недорогие сплавы, которые внешне сложно отличить от золота, а иногда они выглядят намного красивее.
Ювелирные изделия постепенно становятся своеобразным видом золотого запаса, способом пополнения капитала. Конечно, из-за того что золото подорожало и стало менее доступно, спрос на украшения в последнее время немного сократился. При этом проба большинства ювелирных изделий становится все ниже и ниже. Поэтому тезавраторы, частные накопители, не так охотно покупают золотые украшения и предпочитают слитки и монеты. Кроме того, многие компании начинают создавать изделия из платины и особых дорогих сплавов.
Конечная стоимость ювелирных изделий значительно превышает суммы потраченных на них материалов. Однако мало кто знает, что эта разница может доходить до 10-кратного значения. На пути к покупателю украшения проходят через многочисленных посредников, каждый из них набавляет цену, чтобы получить прибыль. В то же время стоимость изделия зависит от того, в какой стране оно изготавливается и продается, так как цена на золото отличается по всему миру. Если в США и Британии установилось 10-кратное превышение официальной цены, то в Италии - 3-кратное, а в Пакистане и Индии цена превышает всего в 2,5 раза. Поэтому часто ювелирные изделия скупаются в стране, где они стоят дешевле, а продаются там, где они стоят дороже. Золотой ювелирный поток постоянно течет из Индии, Испании и Италии в Англию и США. Некоторые изделия перемещаются в виде экспорта, но большая часть вывозится бизнесменами и туристами.
Сегодня на создание золотых изделий каждый год расходуется почти 1000 т металла. Основные создатели украшений - Бразилия, Франция, Япония, Испания, Германия, Индия, США, Италия.
Конечно, достоверную информацию о поставках золота в ювелирную сферу получить невозможно. Прежде всего подобная статистика поступает из самых различных источников. Кроме того, на точность учета полагаться не приходится: например, в одних странах изготовление золотых оправ для очков относят к ювелирной промышленности, а в других - к оптическому производству. Иногда даже золотые зубные протезы считают ювелирными изделиями. Поэтому ко всем данным стоит относиться только как к ориентирам, которые примерно характеризуют порядок величин.
Удивительно, что при огромном преимуществе современных мастеров и технологий древние ювелиры не слишком уступают им в искусстве создания настоящих золотых шедевров. Однако было бы неверно принижать произведения современного искусства. Вспомним хотя бы знаменитую историю с тиарой царя Сайтофрена, которую изготовил одесский ювелир И. Рухомовский в 1896 г. Тиару посчитали подлинным изделием скифской эпохи, и парижский Лувр приобрел ее за 200 000 франков. Подделку раскрыли только в 1903 г. и перевезли в музей декоративного искусства в качестве великолепного образца ювелирного мастерства.


Для некоторых стран, например Италии, Испании, Индии, создавать золотые изделия стало традицией. И даже небогатые жители часто готовы отказать себе во многих вещах, чтобы приобрести золотое украшение. При этом в Испании и Италии добыча золота находится на весьма низком уровне. Тем не менее в ювелирную промышленность каждый год запускаются десятки, а то и сотни тонн благородного металла.
Все-таки сколько драгоценного металла затрачено на создание ювелирных изделий? О точности, как мы уже сказали, говорить не приходится, но даже ориентировочные цифры впечатляют: это десятки тысяч тонн золота. Однако очевидно, что постоянный рост использования желтого металла в ювелирной сфере когда-нибудь подведет эти цифры к совершенно невообразимым значениям.


Дополнения:

нет

Золото в украшениях

Отзывов : 0,
Рейтинг : 0 из 5

Автор, Gela

Фото:
Золото в украшениях фотография
Золото в украшениях фотография
Золото в украшениях фотография
Золото в украшениях фотография
Золото в украшениях фотография

Комментарии к статье, Золото в украшениях