Денежные отношения в римском мире

Первоначально на завоеванной Римом территории наряду с римскими деньгами ходили и монеты подчиненных стран: например, афинская тетрадрахма применялась и в I веке до н. э. Однако в скором времени римская валюта стала единственной, потому что драгоценные металлы усиленно вывозились из провинций в метрополию. Собственные монеты в римских колониях в скором времени не было из чего чеканить.
Начиная с I века до н. э. полностью наемной становится римская армия. На оборону, точнее, на постоянное расширение границ империи, расходуются громадные средства. В скором времени драгоценных металлов, которые в огромном количестве свозятся из завоеванных стран, все равно не хватает. Содержание армии становится одной из важнейших государственных задач: помимо безопасности страны она определяет и прочность позиций очередного императора. Деньги обесцениваются с невероятной скоростью. Едва ли не каждый взошедший на трон император вынужден решать задачи по поддержанию их стоимости.
Колизей - символ римского могущества. Здесь лучшие воины со всего света стремились понравиться римской черни

Почти весь тогдашний цивилизованный мир был сконцентрирован вокруг одного города, однако в нем замерла торговля, прекратились международные связи. Больше не скользили по водам легкие финикийские корабли, не уходили в океан за товарами из дальних стран карфагенские мореходы. Все, что прежде добывалось за деньги или путем обмена, теперь выносилось на руках римских легионеров, которые расплачивались за чужие богатства разве только сохранением жизни.
В Риме, как и в большинстве других стран Средиземноморья, господствовало натуральное хозяйство, основанное на рабском труде. Крупнейший римский «экономист» Катон Старший учил, что каждое землевладение должно уметь изготавливать внутри себя все самое необходимое и продавать «на сторону» только излишки. Рабов, по его мнению, следовало приобретать еще малолетними, чтобы легче было выдрессировать их в хозяйском вкусе. Так на смену пестроте и разнообразию прежней жизни Средиземноморья приходили одинаковость и стандарт.




Марк Порций Катон, 234-149 до н. э.

Катон расписывал до мелочей регламент жизни каждого поместья : какую работу следует вести в то или иное время, чем кормить рабов, какую одежду им выдавать и насколько. Римские хозяева следовали этим рекомендациям.
Примерно к III веку империя фактически разделилась на крупные землевладения, связи между которыми становились все незаметнее. Каждый хозяин мог прокормить себя сам с помощью своих рабов и нуждался в государстве только как в охраннике и полицейском. Не оттуда ли развилось современное западное представление о государстве, роль которого ограничивается только судебно-полицейскими функциями? Между тем жизнь в городах замирала или, точнее сказать, протекала в особенных, извращенных формах: на смену ремесленникам приходили люмпены, места отважных воинов занимали алчные грабители, там, где прежде господствовал труд, теперь воцарились лень и разврат. Римская чернь чурается работы, она требует от императоров только двух вещей: дармового хлеба и бесплатных зрелищ. Труд все более обесценивается, становясь уделом рабов. Искусство чеканки монет переживает упадок - императорам больше не с кем соревноваться и не перед кем хвастать своими изображениями, они озабочены лишь тем, как бы начеканить побольше, расходуя как можно меньше металла. Обилие разнородных монет ведет к постоянной дороговизне.
Римский историк Тит Ливии объяснял упадок нравов, наступивший в его эпоху, тлетворным влиянием продажных греков и привыкших к роскоши азиатов. «Именно это азиатское воинство, - писал он о триумфальном возвращении в Рим Гнея Вульсона, покорителя малоазийских галлов, - впервые познакомило Рим с чужеземной роскошью, понавезя с собой пиршественные ложа с бронзовыми накладками, дорогие накидки и покрывала, ковры и салфетки, столовое серебро чеканной работы, столики из драгоценных пород дерева... Именно тогда стали платить огромные деньги за поваров, которые до этого считались самыми бесполезными и дешевыми рабами, и поварской труд из обычной услуги возвели в ранг настоящего искусства. Но это было только начало, лишь зародыш будущей порчи нравов». Очевидно, что скорый нравственный упадок народа, который прежде поражал иноземцев своей суровостью и неподкупностью, должен был иметь более глубокие причины, чем те, которые перечислил историк. В растущей империи всякий знал свое место и занимался своим делом: рабы трудились, наемники воевали. И лишь разленившийся римский народ больше не хотел ни того, ни другого.
Империя была вынуждена открывать государственные ремесленные мастерские, чтобы не оставить без оружия огромную быстро разлагавшуюся армию. Щиты, мечи и шлемы для римских воинов теперь ковали рабы. Огромная масса свободных граждан чувствовала себя ненужной стране, которая уже привыкла как-то обходиться без них.


Фрагменты мозаики со стен римской виллы

В 212 году император Каракалла, пытаясь привлечь людей в пустеющие города, издал указ, предоставляющий право римского гражданства всем их свободным жителям без исключения. Но новоиспеченные горожане пополняли собой армию люмпенов. Римский гражданин считал себя достойным только двух занятий: поедать хлеб на бесплатных угощениях от императора и присутствовать на бесплатных кроваво-развлекательных представлениях - гладиаторских боях, которые устраивались для них с участием рабов и животных со всего света.
Причем, как это ни странно, упадок в наибольшей степени коснулся западных районов империи. Эллино-азиатский восток, в разлагающем влиянии которого видел корень зла римский историк, оказался куда более устойчив и жизнеспособен. Существовавшие там тысячелетние цивилизации сумели пережить и римский гнет, и римских правителей. Древние связи между народами возобновлялись с ослаблением хватки Рима.
Именно туда, на Восток, Константин Великий перенес в 330 году столицу, подальше от развращенных римских толп и таких же развращенных сенаторов, поближе к эллинской мудрости и восточному бесстрастию, надеясь от этих древних очагов разжечь в империи новую жизнь.


Гладиаторы на римской мозаике


Основание "Константинополя. П. Рубенс, 1622 год

Дополнения:

нет

Денежные отношения в римском мире

Отзывов : 0,
Рейтинг : 0 из 5

Автор, Gela

Фото:
Денежные отношения в римском мире фотография
Денежные отношения в римском мире фотография
Денежные отношения в римском мире фотография
Денежные отношения в римском мире фотография
Денежные отношения в римском мире фотография
Денежные отношения в римском мире фотография
Денежные отношения в римском мире фотография
Денежные отношения в римском мире фотография

Комментарии к статье, Денежные отношения в римском мире